19 февраля 2025 г.
5 мин чтения

Образование

Стремительное развитие генеративного искусственного интеллекта (ИИ) в сочетании с технологиями обработки естественного языка, компьютерного зрения и распознавания речи делает взаимодействие людей и машин более естественным и продуктивным. Современные цифровые ассистенты с ИИ – текстовые чат-боты, голосовые помощники, автономные ИИ-агенты, не просто отвечают на вопросы и выполняют команды в соответствии с заранее заданным набором правил, а могут вести диалоги, адаптируясь к контексту, и решать достаточно сложные интеллектуальные задачи, поясняя решение так называемыми «цепочками размышлений» (Chain of Thought, CoT).

В результате, меняется парадигма работы с цифровыми сервисами и системами. По сути, они перестают быть просто инструментами автоматизации и превращаются в полноценных помощников, с которыми человек может вместе думать, обсуждать идеи и принимать решения. Это привносит инновации, затрагивающие практически все сферы нашей жизни – производство, финансы, здравоохранение, коммуникации, искусство и, безусловно, образование.

Новые возможности для образовательных платформ

Среди основных направлений использования ИИ в образовании [1] отметим следующие:

Построение индивидуальных траекторий обучения на основе цифрового следа учащегося

Автоматизация оценки знаний

Интеллектуальные образовательные тренажеры (ИИ-наставники и репетиторы, доступные в режиме «24/7»)

Автоматическая генерация образовательного контента, тестов и заданий, учебных планов

Рекомендательные системы подбора учебных материалов

Виртуальные лаборатории с технологиями VR/AR для проведения практических занятий

Борьба с плагиатом и мошенничеством при прохождении дистанционных испытаний

Повышение доступности образования

Таким образом, круг решаемых при помощи ИИ задач в сфере образования чрезвычайно широк. Вот лишь некоторые из них:

  • автоматическая адаптация учебных материалов, заданий и стиля обучения под конкретного ученика;
  • автоматическая проверка заданий и предоставление обратной связи с анализом ошибок;
  • автоматическое реферирование больших объемов текстовой, видео или аудио информации;
  • поверка работ на новизну и отсутствие плагиата;
  • биометрическая идентификация учащихся при прохождении дистанционных испытаний;
  • мониторинг учащихся для обнаружения различных паттернов списывания;
  • автоматический перевод текста и речи на разные языки в режиме реального времени, автоматическая адаптация информации для людей с ограниченными возможностями.

Риски применения ИИ в образовании

Даже этот неполный перечень задач показывает, что ИИ в сфере образования должен соответствовать самым строгим требованиям безопасности. Ведь он обрабатывает личную информацию учащихся, включая поведенческие профили, и непосредственно влияет на образовательный процесс через оценивание и рекомендательные системы.

При этом возможные риски применения ИИ в образовании связаны не только с техническими уязвимостями, которые могут приводить к утечкам данных или манипуляции ИИ. Об этих уязвимостях вы можете более подробно прочитать в соответствующем разделе нашего сайта. Не меньшую роль играют и этические вызовы, например:

  • распространение плагиата и появление более изощренных способов обмана учителей с использованием генеративного ИИ;
  • получение от ИИ недостоверной информации или усиление им стереотипов из-за неполных или предвзятых обучающих данных;
  • вопросы обеспечения прозрачности, справедливости и недискриминации при автоматической оценке работ;
  • зависимость от ИИ, приводящая к «размытию» роли учителя, а также к ухудшению у учащихся навыков критического мышления и самостоятельной работы.

Стандарты

Чтобы сделать применение ИИ в образовании не только эффективным, но и максимально безопасным и этичным [2], активно разрабатываются и внедряются соответствующие стандарты.

По состоянию на март 2025 г. в России утверждены 14 стандартов [3] в сфере ИИ для образования по следующим направлениям:

Оптимизация процессов обучения
(см., например,[4-6]);

Образовательные продукты с алгоритмами ИИ для адаптивного обучения [9]

Работа с данными: требования к сбору, хранению, обработке, передаче и защите данных [7], требования к контрольным выборкам исходных данных для испытаний систем ИИ в образовании [8]

Применение ИИ в научно-исследовательской деятельности [10] и при подготовке научных публикаций [11]

Таким образом, можно сказать, что ИИ представляет собой ценный инструмент, способный помочь как учащимся, персонализируя обучение, так и педагогам, автоматизируя рутинные задачи в образовательном процессе. Однако внедрение ИИ в образование требует ответственного и продуманного подхода. Наряду с инновациями, необходимо обеспечить строгий контроль качества и защиту данных, прозрачность и безопасность алгоритмов ИИ, а также учитывать социальные последствия использования ИИ в образовательной сфере.

Список источников

Развернуть список источников